Записаться на прием в Санкт - Петербурге
+ 7 (950) 041 06 31

Самостоятельные дети

Мы все любим самостоятельных детей. Мы ставим их в пример своим отпрыскам, возводя самостоятельность в ранг какой-то крайней добродетели. Но ведь так и есть. Самостоятельные дети  очень удобны. Они сами просыпаются по будильнику, сами готовят себе завтрак, сами идут в школу, сами делают уроки и все остальное тоже делают сами. Родителям остается только продукты в дом принести, ну или заработать на них деньги, потому что в магазин эти дети тоже ходят сами уже лет с семи. Ах, нет! Вот одежду они сами покупать не умеют, но это в общей массе дел по заботе о ребенке занимает совсем не много места. Очень удобно!

Но сегодня хотелось бы поговорить о том, что самостоятельность наших детей может иметь разные первопричины.

Самостоятельность как необходимость выживать

Первый вид самостоятельности берет начало в нашей общей истории. Родители были заняты на производстве так плотно, так безвыходно, что ясли с 3-х месяцев и 5-тидневки в садиках, а еще выездные детские сады на все лето и пионерские загородные лагеря казались единственным выходом. А куда девать рожденных детей, если все должны были работать, или платить налог за бездетность, или сидеть за тунеядство?  Трудно кинуть камень в этих родителей, да и не о них сейчас речь. Детям нужно было выживать. И они успешно это делали. Кто помнит ключ на шее и список домашних дел, которые вы должны были переделать к приходу родителей? Я помню. И мы росли, все такие самостоятельные. Росли, ценой нарушения привязанности, появления чувства подозрительности и недоброжелательности окружающего мира. Но кто об этом тогда думал… Самостоятельность как выход из безвыходного положения, самостоятельность как возможность выживать была, пожалуй, единственным способом  не пропасть.

Последствия

И, конечно, эти дети выжили и выросли. Одни стали гиперответственными, все время "тянут одеяло" ответственности  на себя. Они серьезны,  надежны и обязательны. На них всегда можно положиться и всегда попросить о помощи. И, они, даже ценой своего здоровья, интересов, времени уже для своих детей будут выручать, помогать, спасать. С ними по-прежнему очень удобно. Правда с одной оговоркой. С ними очень удобно друзьям, коллегам, соседям и т.д., т.е. людям сторонним. А вот на своих времени и сил, как правило, уже не остается. Уже их дети вынуждены становиться самостоятельными, чтобы выжить.

Другие так и выросли, оставшись детьми по сути. Как будто что-то сломалось в их детской душе из-за непомерной тяжести недетской  самостоятельности.  Как будто так и не сформировался тот ценный механизм, который позволяет взрослому человеку отвечать за свою жизнь в полной мере. Из них получились чуткие, душевные в разговорах, но какие-то неприкаянные неумехи, бомжи и алкоголики, которым для жизни нужен кто-то сильный рядом, чтобы руководить ими и говорить им, где работать, когда отдыхать, зачем жить.  А тоже ходили с пресловутым ключом на шее…

Самостоятельность как естественный этап развития личности

Второй вид самостоятельности формируется у ребенка, когда о нем  заботятся родители все время, пока он растет. Когда все его потребности  удовлетворяются даже в мелочах. Когда маленького водят за ручку в школу, когда обед всегда есть на столе, когда вещи, постиранные и поглаженные, лежат в шкафу, или надеваются на ребенка, если он совсем еще мал.  Опираясь на чувство надежности и защищенности  ребенок имеет возможность пробовать и экспериментировать не потому что иначе умрет, а потому что любопытно, интересно и весело. Естественный интерес толкает ребенка на исследование все новых и новых областей жизни. Его самость растет вместе с ним.  Ему не надо все время оглядываться, проверяя, есть ли рядом опора и поддержка в лице значимых взрослых. Он весь устремлен вперед. И тут главное не мешать, не препятствовать опекой и контролем его природному желанию осваивать новые занятия, практиковать новые навыки и  действовать в новых сферах. Но это уже совсем другая история…

Последствия

Последствия кажутся очевидными при данном течении жизни ребенка. Став взрослым, он не теряет того вектора развития вперед, который имел в детстве. Он в меру ответственен и в меру умеет полагаться на других. Он умеет делегировать обязательства и доверяет окружающим. 

Звучит как сказка.. Бывают ли такие взрослые? Конечно, различные жизненные коллизии влияют на наш опыт, и формируют разные черты характера. Наши компетенции приобретаются не только в детстве, но и вся сама жизнь вносит свои коррективы.  

Тем не менее внутренний стержень, базовое доверие миру, ощущение свободы и своей состоятельности позволяют быть истинно самостоятельными и помогают быть гибче и легче в непростых жизненных перипетиях.