Большинство из нас не задаются вопросом зачем нам даны чувства. Есть они и есть. Мы учимся их выражать адекватным времени и месту способом. Учимся их осозновать. Учимся с ними жить.
Но есть люди, которым очень сложно распознать что они чувствуют. Нет, они всё чувствуют, но не могут осознавать свои чувства, назвать их, а это значит разместить их внутри и отреагировать.
На вопрос: «Что ты чувствуешь?» Они отвечают:»Ничего!» И называют себя «пустыми», «роботами», андроидами», «неживыми». И это делает их бесконечно одинокими.
Это состояние в психологии называется алекситимией.
Люди с алекситимией заменяют чувства на размышления, для них становится важным не прожить чувства, а понять, как бы вычеркивая чувства из своей жизни.
Казалось бы, в чем проблема?
Почему нельзя жить без этих «непонятных» чувств?
Да потому что, все эти чувства есть. Они бушуют, бурлят или щекочут нас, создавая нам ощущение жизни, да и саму жизнь!
Но когда мы не знаем, не понимаем, что там «бушует» внутри, то нам становится страшно. Этот страх приводит к желанию контролировать ЭТО, с помощью усвоенных с детства от алекситимичных взрослых правил: «нельзя злиться», «надо быть интеллигентным(ой), «мужчины не плачут», «нельзя быть истеричной», «нельзя грубить старшим», «надо быть выдержанным(ой)», и т.д.
А контролировать удается только проживание незначительно выраженных чувств и эмоций, самых основных. Они запоминаются, накапливаются, и однажды, человек вдруг выдает взрыв чувств и эмоций на явно несущественное событие.
Это может быть что угодно: ругань, крик, слезы, человек может бить посуду, убегать, ломать мебель, хлопать дверью, кидаться с кулаками и т.д.
Или вспышка направляется внутрь и бьет по ЖКТ, дыхательной системе, суставам и т.д.
Когда человек приходит в себя, он понимает, что событие не стоило такой бурной реакции. Ему становится неудобно, стыдно, виновато. Появляются мысли о своей ненормальной эмоциональности, человек пугается своей вспышки, опасается проявления своих чувств.
Страх своей «чрезмерной» чувствительности, потребность контролировать свои проживание нарастает, что приводит к созданию трудно выносимого эмоционального фона, его нарастанию и следующим аффективным вспышкам.
Круг замыкается, с каждым его оборотом алекситимия нарастает, переходя из легкой в среднюю степень выраженности или даже в тяжелую.
А теперь хорошая новость!
Алекситимия не болезнь! Она не требует лечения. Это состояние, сложившееся в силу травматичных жизненных обстоятельств. И потому, с этим состоянием можно справляться.
Конечно, человек с алекситимией никогда не станет «душой компании» (а оно ему и не надо), но подружиться со своими чувствами, обозначить их словом и научиться адекватно отреагировать свои переживания, начать получать удовольствие от общения с близкими и научиться завязывать отношения — это возможно!
Психолог в Санкт-Петербурге Елена Лукьянова + 7 (950) 041 06 31 СПб